Спустя месяц с небольшим после битвы Александра Невского со Шведами на Неве, к Новгороду подступила новая опасность. Немецкие рыцари-крестоносцы и датские рыцари начали большое наступление на Русь. Неприятель после ожесточенного сопротивления захватил псковскую крепость Изборск. Псковское местное ополчение, получив тревожное известие, сразу выступило к Изборску. Однако и псковичи были разбиты более многочисленными ливонскими рыцарями. В этом бою погиб псковский воевода князя
Александра — Гаврило Гориславич.
Началась осада Пскова. Современники считали псковскую крепость практически неприступной. Но у осажденных псковичан не было главного для успешной обороны города — единства. Среди псковских бояр было немало давних сторонников Ливонского ордена. Возглавил их посадник Твердило Иванкович. Сначала они добились на вече выдачи детей богатых бояр и купцов в залог крестоносцам, а потом не только сдали рыцарям город, но и помогали им «воевать» села новгородские.
Положение стало опасным. Александр потребовал от новгородского боярства крупных расходов для срочной подготовки к войне. Бояре воспротивились властному князю. Тогда
Александр вспомнил уроки отца из области новгородской дипломатии и зимой 1240 г. с семьей и всем своим двором уехал из Новгорода в Переяславль. В это время отряды ливонских рыцарей продолжали разбой в Новгородской земле. Они захватили обширную территорию в районе Изборска, Пскова, Тесова, Копорья. Жители этих районов спасались бегством в Новгород. Трезво оценивая реальную угрозу, подступавшую к городу, новгородцы выступили против корыстного боярства и потребовали призвать на помощь владимиро-суздальских князей.
Бурное вече Новгорода решило отправить послов к Ярославу Всеволодовичу. Будучи тонким политиком, он отпустил княжить в Новгород не
Александра, а своего младшего сына, Андрея. Но
Андрей явно не подходил новгородцам в столь ответственный момент. Новое вече приговорило направить к Ярославу теперь уже самого архиепископа Спиридона с «мужами» просить к себе Александра Невского.
По возвращении на княжеский стол Александр добился от боярской знати денег и оружия, набрал войско из новгородцев, ладожан, карел, ижорян и немедленно выступил против крестоносцев. В 1241 г. первым быстрым ударом он выбил захватчиков из Копорья и этим актом освободил Водскую землю. Изменников из води и эстов он приказал повесить, пленных рыцарей — отправить в Новгород, а некоторых из них по дипломатическим соображениям отпустить на волю.
Трезво оценивая обстановку, Александр понимал, что для решительного контрнаступления против тевтонов нужна была помощь Владимира. Отец согласился с ним и послал в Новгород с
Андреем вновь сформированные после Батыева погрома суздальские полки. У Александра набралось 20 000 суздальско-новгородских воинов. С ними он зимой 1242 г. двинулся на Псков и, «изгоном» ворвавшись в крепость, освободил этот древний город. Пленщце рыцари были отправлены в Новгород, а псковские предатели-бояре разделили судьбу копорских изменников. Но и эта победа не обеспечивала прочности западных границ Новгородской земли.
Ранней весной Александр со всем войском направился на Дерпт (Юрьев, Тарту) по дороге, которая была ему знакома по отцовскому походу к реке Эмайыге. Но в этом районе он не нашел удобного плацдарма для решающей битвы с Ливонским орденом — глубокие снега и лесисто-болотистые окрестности не позволяли выгодно развернуть боевой порядок войск. Тогда он решил отступить на лед Чудского озера, зная определенно, что рыцари-крестоносцы пойдут за ним следом.
Чудское озеро соединяется с Псковским сравнительно узкой протокой, поросшей по берегам смешанным лесом. Это — Узмень, ныне озеро Теплое. Ледяную поверхность Узмени Александр и выбрал для предстоящего сражения. Примерно в двух километрах отсюда возвышалась темно-бурая глыба Вороньего камня, с которого хорошо были видны Александру владения Ордена на другом берегу.
5 апреля 1242 г. на рассвете Александр с возвышения заметил, как громада немецких войск двинулась на русских, молча сверкая воинскими доспехами и рыцарскими шлемами. На каждом из рыцарей были белые плащи с изображением красного меча и креста. Они построились традиционным устрашающим клином («свиньей»): на флангах — конница, в центре — пехота.
Александр внимательно наблюдал, не спешил — он хорошо продумал план сражения. Отказавшись от тактики встречного удара, он расположил свои главные силы на флангах, а в центре поставил хуже вооруженную и обученную пехоту. Ей Александр приказал встретить рыцарский клин, осыпать его градом стрел, смело принять в копья и медленно отходить. Когда русский заслон, теряя воинов и быстро смыкая свои ряды, выполнил приказ князя, рыцари устремились вперед, считая победу выигранной. Однако здесь их конница увязла в глубоком снегу непроходимых для нее лесистых берегов Узмени.
Только теперь Александр подал знак — суздальский лев на княжеском стяге сверкнул золотом, и главные силы русских стремительно обрушились на крестоносцев. Удар был одновременно с двух флангов: с одного ринулись новгородцы, псковичи, карелы и ижоряне с тысяцким и посадником во главе, с другого суздальскую рать вел в бой сам Александр. И «бысть сеча ту велика немцемъ и чюди». Немцы и чудь (эсты) бежали.
Русские воины преследовали врага по льду озера до Субаличьского берега. Было убито 400 рыцарей (из них 200 меченосцев) и много эстов. 50 рыцарей попали в плен. Многие из них бежали с поля боя, сбросив с себя тяжелые доспехи и даже обувь.
Битва на льду Чудского озера вошла в историю под названием Ледового побоища и имела огромное значение для всей Руси — она отстояла независимость наиболее развитой ее части — Новгородско-Псковской земли.