Опустошив Северо-Восточную Русь, хан Батый и Субедей-багатур отвели свои войска в Придонские степи на отдых. Здесь на богатых пастбищах орда провела все лето 1238 г. Осенью отряды Батыя повторили набеги на Рязань и другие русские города и поселки, уцелевшие пока от разорения. Были разгромлены Муром, Гороховец, Нижний Новгород.
В 1239 г. полчища монголов вторглись в земли Южной Руси. Они взяли и сожгли Переяславль, Чернигов и другие городки и населенные пункты. 5 сентября 1240 г. войска Батыя, Субедея и Бурендея форсировали Днепр и окружили со всех сторон Киев.
В то время Киев по богатству и многочисленности населения сравнивали с Царьградом. В нем жили бояре, дружинники, священники, княжеская челядь, ремесленники, купцы и иностранные гости (датчане, греки, армяне, евреи и др.). Численность населения города приближалась к 50 000 человек. Незадолго до прихода орды киевским столом завладел галицкий князь Даниил Романович. При ее появлении он ушел на запад на защиту своих исконных владений, а оборону Киева поручил тысяцкому
Дмитрию.
Город защищали ремесленники, пригородные крестьяне, торговцы. Профессиональных воинов было мало. Поэтому оборону Киева, так же как и Козельска, можно с полным основанием считать народной.
Киев был хорошо укреплен. Толщина его земляных валов достигала у основания 20 м. Их внешний скат имел уклон 45 градусов. Стены были дубовые, с земляной засыпкой. В стенах стояли каменные оборонительные башни с воротными проемами. Вдоль валов тянулся наполненный водой ров шириной 18 м.
Субедей хорошо представлял себе трудности предстоящего штурма. Поэтому он сначала направил в Киев своих послов с требованием немедленной и полной его капитуляции. Но киевляне не пошли на переговоры и убили послов. Тогда началась планомерная осада самого древнего и красивого города на Руси.
Русский средневековый летописец описал ее так: «...пришел царь Батый к городу Киеву со множеством воинов и окружил город... и невозможно было никому из города выйти, ни в город войти. И нельзя было слышать друг друга в городе от скрипа телег, рева верблюдов, от звука труб... от ржания стад конских и от крика и вопля бесчисленного множества людей... Много пороков било [в стены] беспрестанно, день и ночь, а горожане крепко боролись, и было много мертвых... татары пробили городские стены и вошли в город, а горожане устремились навстречу им. И можно было видеть и слышать страшный треск копий и стук щитов; стрелы омрачали свет, так что не видно было неба за стрелами, но была тьма от множества стрел татарских, и всюду лежали мертвые, и всюду текла кровь, как вода... И были побеждены горожане, и татары взошли на стены, но от сильного утомления засели на стенах города. И наступила ночь. Горожане в эту ночь создали другой город, около церкви Святой Богородицы. Наутро же пришли на них татары, и была злая сеча. И стали изнемогать люди, и вбежали со своими пожитками в церковные своды, и от тяжести повалились стены церковные, и взяли татары город Киев месяца декабря в 6-й день...»
Так закончилась героическая оборона Киева, длившаяся 93 дня. Захватчики разграбили Софию, все другие монастыри, а оставшихся в живых киевлян перебили всех до единого, не считаясь с их возрастом.
Весной 1241 г. орда устремилась на запад, чтобы покорить все «вечерние страны» и распространить свою власть на всю Европу, вплоть до «последнего моря», как завещал Чингисхан.
Западная Европа, подобно Руси, переживала в то время феодальную раздробленность. Раздираемая внутренними междоусобицами и соперничеством правителей больших и малых государств, она не смогла объединиться, чтобы общими усилиями остановить нашествие степных завоевателей. Поодиночке в тот период ни одно европейское государство не в состоянии было противостоять военному натиску орды, особенно ее быстрой и выносливой коннице, игравшей в военных действиях решающую роль.
Несмотря на мужественное сопротивление европейских народов, в 1241 г. полчища Батыя и Субедея вторглись в Польшу, Венгрию, Чехию, Молдавию, а в 1242 г. дошли до Хорватии и Далмации.
Для Западной Европы наступил критический момент.
Однако в конце 1242 г. Батый «повернул морды коней» на восток и вернулся в степные районы Нижней Волги. Ордынское нашествие в Западную Европу было кратковременным и затронуло лишь ее край, так как Батыевы войска пришли сюда значительно ослабленными тем мощным сопротивлением, какое оказала им Русь.
И на этот раз спасла европейскую цивилизацию многострадальная Русь, веками прикрывавшая Европу от набегов орд кочевников, стремившихся на запад из глубин Азии.
О всемирно-историческом значении борьбы Руси с ордынскими завоевателями А.С. Пушкин писал: «России определено было высокое предназначение... ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились на степи своего востока. Образующееся просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией...».
В состав империи Чингисхана входили три западных улуса, подчинявшиеся до определенного времени великому хану, сидевшему в Каракоруме. Самым большим западным улусом владели потомки Джучи. Он включал в себя Западную Сибирь (от Иртыша).
Северный Хорезм, Приуралье, Среднее и Нижнее Поволжье, Северный Кавказ, Крым, земли половцев, волжских болгар и других народов, кочевавших по степным просторам от Волги до устья Дуная. Восточная часть этого огромного улуса была юртом (уделом) второго сына Джучи — Орду и впоследствии получила название Синей Орды; западной частью улуса владел старший сын Джучи — Бату.
После похода в «вечерние страны» хан Батый вернулся в свой улус, который на Руси называли Золотой Ордой. Столицей этого государства стал город Сарай-Бату, построенный Батыем в 1254 г. на берегу реки Ахтубы — одного из рукавов Волги.
После Батыева нашествия Русь стала страной вассальной по отношению к Золотой Орде.