Стрелковое оружие
Вооружение
Авиация
Корабли
Календарь событий
Спецслужбы
История
Биографии
Публикации
Познавательное
Достопримечательности России
Первая помощь
Ордена и медали
Тесты
Календарь истории

Разгром русских войск на реке Калка в 1223 году


Летом 1219 года Чингисхан начал завоевание Средней Азии, двинув свои основные силы на Бухару. Его почти 200-тысячная армия обрушилась на плодородные земли и богатые города Хорезма. Самарканд, Урген, Мерв, Ходжент, Хива и другие среднеазиатские населенные центры были разграблены. За два года опустошительных военных действий земледельческие районы Семиречья были превращены в пастбища. 

Веками создававшаяся система орошения почти полностью была разрушена, цветущие оазисы скоро превратились в пустыню. На захваченных землях вводился жестокий режим поборов. Население городов и поселков либо уничтожалось, либо принуждалось к участию в военных походах. Исключением были только искусные ремесленники — их брали в плен и отправляли в Монголию.

После завоевания и опустошения Средней Азии Чингисхан отвел свои основные силы вместе с награбленными ценностями и пленными в Монголию, а два тумена войск под командованием Джебе-нойона и Субедея-багатура направил для завоевания Ирана и Закавказья. Эти два монгольских тумена прошли с победами, пожарами и резней Иран и Кавказ. Опустошив страну аланов (предки осетин), они затем обманом разгромили половцев (кипчаков) и весной 1223 года вышли к берегам Дона. Потом они повернули на Крым, разграбили город Судак и снова вернулись в южные степи. Субедей-багатур поставил свои юрты на берегу Азовского моря, в устье реки Калки, а тумен Джебе-нойона расположился в верховьях этой реки. Сюда к ним прибыл еще один тумен под командованием Тохучара-нойона.

Остатки разбитых половцев во главе с ханом Котяном бежали к русским за Днепр. Хан Котян был тестем галицкого князя Мстислава Удалого и обратился к нему за помощью, убеждая его в том, что монголы в ближайшие дни пойдут на Киев.

Не смотря на то, что у русских князей продолжались распри, они все же собрались на совет в Киеве. Самый сильный в то время в военном и экономическом отношении суздальский князь Юрий Всеволодович на совет не приехал - он считал, что свою Владимиро-Суздальскую землю он сумеет защитить от врага собственными силами.

На совете русские князья решили сообща воевать против монголов и встретить их на чужой земле. В апреле они выступили в поход, и на Днепре, у острова Хортица, соединились киевское, черниговское, смоленское, курское, трубчевское, путивльское, волынское и галицкое ополчения. С ними были остатки половецких отрядов во главе с ханом Котяном.

В это время передовые отряды Джебе-нойона с целью разведки подошли к Днепру. Встретив русских, они начали нарочито поспешно отступать, демонстрируя якобы свою слабость, а в действительности стараясь заманить войска русских князей в глубь южных степей. Русские воины восемь суток беспорядочно преследовали конные отряды монголов, истощая свои силы в безводной степи. А 30-тысячная армия Субедея-багатура, хорошо отдохнувшая за неделю на высокотравных берегах Калки, готовилась в это время вступить в бой с неосторожными русскими.

Объединенная русско-половецкая рать встретилась с основными монгольскими силами 31 мая 1223 года недалеко от Калки. Для русских дружин и половцев исход этой битвы оказался трагическим. С берегов Калки на Русь вернулась только десятая часть русских воинов. Несколько русских князей было убито, 12 из них попали в плен и умерли потом мучительной и позорной смертью. Такого тяжкого поражения русские еще не знали. Память об этом кровавом сражении народ сохранил в былине о гибели русских богатырей, защищавших свою землю от степных кочевников.

Разгром русских войск на Калке был не случайным. И дело было не только в том, что Субедей-багатур выбрал выгодное для себя поле сражения и заманил в эту ловушку русских. Главная причина легкой победы монголов заключалась в отсутствии у русских князей единого командования. 

Они действовали несогласованно, не смогли преодолеть личного предубеждения: даже во время боя между ними продолжались распри. Наметившийся в начале битвы успех галицко-волынских дружин Мстислава Удалого и молодого Даниила Волынского не был поддержан другими князьями. Более того, киевский князь Мстислав Романович, враждовавший с Мстиславом Удалым, укрепился со своим самым крупным полком на холме, в стороне от боя, и два дня наблюдал оттуда за разгромом русских дружин. 

На третий день он добровольно сложил оружие, поверив лживым обещаниям Субедея отпустить его в Киев, однако был зверски убит вместе с другими воинами и князьями. Половцы тоже повели себя предательски - не выдержав напора монгольской конницы, они в панике бежали с поля боя, расстроив своим беспорядочным отступлением ряды сражавшихся русских воинов.

Монголы преследовали русских до Днепра и вернулись на берега Калки, где Субедей-багатур в ознаменование победы устроил "пир на костях". 

Тысячи татарских воинов расположились на равнине вокруг кургана. Они развели костер и кололи молодых кобылиц. Татары принесли оглобли и доски, оторванные от русских повозок, и навалили их на связанных князей. Триста татарских военачальников уселись на этих досках. Подымая чаши с кумысом, они восхваляли грозного бога войны Сульдэ, покровителя монголов, и славили непобедимого "потрясателя вселенной", краснобородого Чингисхана. Отказавшись от денег за выкуп знатнейших русских князей, татары жертвовали богу Сульдэ этих пленных, дерзнувших вступить в бой с войсками «посланного небом» Чингисхана. Багатуры гоготали, когда из-под досок неслись стоны и проклятия раздавленных князей. Стоны и крики постепенно затихали, и их заглушила ликующая песня монгольских воинов.

После успеха на Калке монголы не пошли дальше в пределы Русской земли, не воспользовались возможностью пограбить такие богатые города, как Киев, Чернигов и др. Это странное на первый взгляд поведение жадных до легкой наживы кочевников имело простое объяснение. 

Субедея догнал приказ Чингисхана "повернуть морды коней на восток", вызванный напряженной обстановкой на восточных границах империи — там потребовались более опытные полководцы. Все три монгольских тумена поспешили вернуться на Керулен. Однако Субедей-багатур не повел их обратно наикратчайшим путем — по своему кровавому следу через разоренные города Востока или напрямую через Великую степь. 

С целью разведки и в надежде на дополнительную добычу он предпринял рейд на северо-восток, напал на камских болгар, но неожиданно потерпел от них поражение. Ему, правда, удалось сохранить основные силы, но часть своих верных воинов и ранее награбленной добычи он потерял в Волжской Болгарии.
Публикации