Всех монголов соседние с ними народы, в том числе и русский, называли также татарами. Слово «татары» многозначно по смысловому выражению. Этноним «та-та» или «та-тань» восходит к V в. и означает наименование крупнейшего монгольского племени, обитавшего в северовосточной части Монголии, а также в Маньчжурии.
В XII в. под именем «дада» было известно племенное объединение в степях Восточной и Северо-Восточной Монголии и Забайкалья. Потом название «татары», так же как и название «монголы», распространилось на разноязычные монгольские, тюркские, маньчжурские народности Монгольской феодальной империи XIII—XV вв., хотя собственно татар почти полностью истребил Чингисхан во время борьбы за власть.
Монгольские племена издавна кочевали на просторах Центральной Азии. В степных районах они занимались скотоводством, а на севере, в районах тайги, и охотой. В XII в. занятая ими территория простиралась от Байкала, верховьев Енисея и Иртыша на севере до пустыни Гоби на юге. С конца XII в. у кочевавших здесь монгольских племен шел процесс распада родо-племенного строя и становления раннефеодальных отношений. Из среды рядовых общинников-скотоводов начала выделяться родо-племенная знать — нойоны (князья), владевшие большими пастбищами и стадами.
Для их захвата у общин скотоводов нойоны заводили свои дружины нукеров (воинов) во главе с багатурами (богатырями). Дружинники использовались и в кровавой междоусобной войне между разными племенами и их вождями.
Монгольская феодальная знать эксплуатировала не только рядовых скотоводов (аратов), но и рабов, источником которых был полон. Она стремилась к организации походов на земли своих соседей с целью захвата новых пастбищ и рабов, а также военной добычи. Поэтому захватнические войны монгольских ханов поддерживал вес» класс феодалов. Объектом нашествий становились прежде всего земледельческие народы, находившиеся в то время на более высоком уровне социально-экономического и культурного развития и переживавшие период феодальной раздробленности. Раннефеодальное государство монголов, напротив, находилось тогда на стадии политического единства и жестокой борьбы претендентов на власть в объединенных монгольских владениях.
В начале XIII в. могущественное Монгольское государство возглавил Чингисхан. Он был родом из племени, кочевавшего в бассейне рек Онон и Керулен (горная окраина степи Гоби).
При рождении в 1154 г. был назван Темучином. Ему пришлось пережить немало превратностей судьбы и трудных испытаний. Темучину исполнилось 13 лет, когда умер его отец Есукай-багатур. Данники отца (30—40 тысяч семейств) отказались платить дань малолетнему наследнику и стали нападать на его кочевья. Темучин терпел неудачи в войнах, измены, обиды, не раз попадал в руки врагов. Юношей он три года провел в рабстве и с деревянной колодкой на шее исполнял самые тяжелые работы в кузнице враждебного племени. Ему удалось собственной цепью убить сторожа и бежать из плена.
Прежде чем стать великим ханом, Темучину пришлось свыше 20 лет вести жестокую борьбу со своими противниками, и ни его родной народ, ни его соседи не знали от него пощады. Темучину было уже за 40 лет, когда он вышел победителем из смертельной схватки за единоличную власть.
В 1206 г. на хурале — съезде всех монгольских князей — на берегу Онона он провозгласил себя их верховным повелителем — Чингисханом («великим ханом», «посланным небом»).
Чингисхан создал первоклассную для своего времени армию. Все его войско делилось на десятки, сотни и тысячи. Начальниками и командирами этих подразделений были соответственно десятники, сотники и тысячники. Десять тысяч воинов составляли тумен (в русских источниках — «тьма») — своего рода самостоятельную армию. Высокую боеспособность монгольской армии признавал такой военный авторитет, как Наполеон. Он, в частности, отмечал: «...напрасно думать, что монгольское нашествие было бессмысленным вторжением беспорядочной азиатской орды. Это было глубоко продуманное наступление армии, в которой военная организация была значительно выше, чем в войсках ее противника».
Воевали монголы на низкорослых, с мохнатой гривой, быстрых и очень выносливых лошадях. Перед тем как вступить главной массой в чужую землю, они посылали передовые отряды с целью уничтожить как можно больше людей и, посеяв панику, обратить их в бегство. Потом следовало основное войско, истреблявшее все на своем пути. В центре вели атаку отряды из воинов покоренных народов, а с флангов внезапно и стремительно нападали монголы. Они не очень охотно вступали в рукопашную схватку, пытались сначала стрелами побольше перебить и переранить людей и лошадей противника. При переправах через большие реки они садились на кожаные мешки, которые набивали награбленными пожитками и привязывали к хвостам своих лошадей.
Но главной отличительной чертой армии Чингисхана, значительно повышавшей ее боеспособность, была наряду с четкой организацией железная воинская дисциплина. Орды Чингиза и его потомков, состоявшие из разноязычных воинов, помнившие всяк свои предания и мифы, молившиеся очень разным идолам и богам, были сцементированы простой и жесткой воинской организацией, животным страхом перед своими десятниками, сотниками и тысячниками, железной дисциплиной, лоддерживаемой беспощадными наказаниями. За одного воина собственными жизнями отвечал весь десяток, за десяток рассчитывалась сотня.
Невыполнение приказа или трусость в бою были преступлениями неслыханными, практически невозможными, и рядовые воины не могли такого даже во сне увидеть, потому что высшую цену им приходилось платить за куда более мелкие проступки.
Если ты, неся охрану, оставил пост, а в бою из-за нежелания рисковать, легкого ранения, по неопытности- нерасторопности или по какой другой причине вдруг не захотел, не сумел либо не успел помочь соседу, то после сражения тебя поставят перед твоим десятком, и к тебе медленно приблизится тот, кто через минуту займет в нем освобождающееся место, а ты останешься лежать на этой чужой земле с вырванным сердцем, как остался тот юный меркит, уйгур, найман или кипчак, кого таким способом умертвил после одной из битв ты, заместив его до поры до времени в этом храбром десятке псов великого хана, «покорителя вселенной». Если два воина поссорились между собой, вспомнив старую родовую вражду, или, заспорив по пустякам, повздорили из-за добычи или любых иных причин, которые никто разбирать не будет,— оба предстанут перед своей сотней, им накинут на ноги волосяные арканы, захлестнут грудь и, неспешно подтягивая, сломают позвоночники.
В организации войска не было предусмотрено только одного — снабжения, и каждый воин должен был сам заботиться о прокорме себя и своего коня. И у него в походе не оставалось иного выбора — либо погибай от голода вместе с конем, либо грабь».
Чингисхан выдвигал на первые места в своем войске смелых, решительных и способных людей независимо от их племенного и социального происхождения. Среди ближайших помощников и исполнителей его военных планов было много видных монгольских полководцев, таких, как Субе-дей-багатур, Джебе-нойон, Тохучар-нойон и др.
На армию монголо-татар непрерывно работала и хорошо поставленная разведка. Накануне вторжения в чужие земли военачальники располагали сведениями о военно-политическом и экономическом потенциале неприятеля — их доставляли купцы, послы и многочисленные пленные.
С такой армией Чингисхан сравнительно быстро покорил многие народы и раздвинул границы Монголии до огромных размеров. К 1211 г. войска Чингисхана захватили земли бурят, якутов, енисейских киргизов и уйгуров. В это же время они вели кровопролитную войну в Северо-Западном Китае.
В 1212 г. на сопках Маньчжурии монголы разгромили основные цзиньские воинские соединения. В 1215 г. под их ударами пал город Яньцзин (Пекин). После вторжения в Китай армия Чингисхана взяла на свое вооружение китайскую военную технику — стенобитные машины, камнеметные и огнеметные орудия.