Творцом истории всегда были народные массы, создающие материальные и духовные ценности общества. Историки раннефеодального периода, описывая победоносные битвы русских князей и их быт, к сожалению, очень мало говорили о народе, о тех тысячах тружеников, которые являлись подлинными создателями Древнерусского государства и его высокой культуры.
Сведения о простом народе, о его чаяниях и обычаях к нам доходят из прошлого благодаря другим, более объективным источникам. К ним относятся:
► археологические культуры — они доносят до нас многие подлинные памятники народной жизни
► народное творчество, фольклор — былины, древние сказания, волшебные сказки, загадки, пословицы
► народный язык — он раскрывает систему социально-экономических отношений, культурные связи, глубину познания природы, уровень развития науки и техники
Жизнь древнерусских крестьян и посадских людей была очень тяжелой. Суровой она была не только потому, что им приходилось вступать в борьбу с природой, но и оттого, что на их плечи ложилась вся тяжесть развивающихся феодальных отношений. Произвол князей и бояр, жадность и жестокость сборщиков налогов порой не знали предела. И только классовая борьба, только вооруженные выступления широких народных масс могли ограничить притязания феодалов-эксплуататоров.
Летописцы в большинстве своем наблюдали жизнь из окон монастырских келий или княжеского дворца. Они не любили рассказывать о мятежах и восстаниях, предпочитая повествовать потомкам преимущественно о разных битвах и ратных подвигах особо отличившихся воинов. Поэтому мы очень мало знаем о характере классовой борьбы в эпоху становления и развития раннего феодализма. Но это совсем не означает, что в те далекие времена отсутствовали сражения бесправных и обездоленных масс со своими угнетателями.
Смерды, холопы и бедные посадские люди Киевской Руси упорно отстаивали свои права, нередко с оружием в руках выступали против княжеской администрации. В 1024 г. в Суздальской земле вспыхнуло восстание смердов во главе с волхвами — языческими жрецами. Причиной к открытому возмущению послужил голод. Восставшие выступили против местной богатой верхушки — «старой чади». В 1071 г. восстание смердов охватило Суздальскую землю и Белоозеро, причем один из отрядов восставших действовал против «лучших жен» — госпожей во дворах разбогатевшей знати. Княжеской дружине с большим трудом удалось расправиться с повстанцами и их предводителями.
Более крупное народное восстание произошло в Киеве в 1068 г. Одной из главных его причин стали острые социальные противоречия, проявившиеся к середине XI в. прежде всего в самой княжеской среде.
Ярослав Мудрый перед смертью разделил Русскую землю между своими сыновьями:
► старший, Изяслав, получил Киев, Великий Новгород и Туровское княжество
► Святослав — Черниговскую землю, земли вятичей, Рязань, Муром и Тмутаракань
► Всеволод — Переяславль Киевский, Ростово-Суздальскую землю, Белоозеро и Поволжье
► Вячеслав —Смоленск (
Владимир умер в 1052 г.).
Ярослав завещал своим сыновьям любить друг друга и жить между собой в мире. Однако очень скоро сыновья забыли советы отца, и уже в княжение Изяслава (1054—1078) начался ряд междоусобных войн.
Первым смуту затеял сын Владимира Ростислав. Будучи изгоем, он набрал дружину и самовольно захватил Тмутаракань. Но там ему не повезло — вскоре его отравил византийский агент: империя опасалась усиления русского влияния на Кавказе. В 1065 г. пытался захватить Псков, а затем Новгород полоцкий князь Всеслав Брячиславич. Ему противостояли трое Ярославичей.
В 1067 г. Изяслав и его братья взяли Минск, изрубили всех мужчин, увели в плен женщин и детей, затем разбили Всеслава в сражении на реке Немиге. Но потом Ярославичи решили помириться с Всеслайом и поклялись на кресте, что не причинят ему никакого зла, если он приедет на переговоры. Но как только Всеслав, поверив клятве Ярославичей, приехал к Изяславу в его лагерь под Оршей, его схватили вместе с двумя сыновьями и отправили в Киев, где посадили в «поруб» — подземную тюрьму.
К внутренним противоречиям добавилось обострение внешней обстановки. В середине XI в. в южнорусские степи пришли половцы — народ тюркского племени, некогда составлявший одно целое с печенегами и торками (когда он обитал в степях Средней Азии). Половцы вытеснили печенегов и начали свои опустошительные набеги на южные окраины Киевской Руси. Одно из таких нападений половцев во главе с ханом Шеруканом имело место в 1068 г. На реке Альте произошло сражение, в котором русские потерпели поражение. Трое князей Ярославичей — Изяслав, Святослав и Всеволод бежали от половцев.
Однако киевляне не хотели смириться с поражением, опасаясь половецкого вторжения. Но чтобы продолжать борьбу с кочевыми пришельцами, нужны были кони и оружие, а у простых людей ничего этого не было. 15 сентября 1068 г. на торговой площади Подола собралось народное вече. На нем было принято решение выступить против половцев и послать к князю своих представителей с требованием коней и оружия.
Недальновидный Изяслав отказал народу в столь справедливой патриотической просьбе. В Киеве в поисках убежища к тому времени собралось очень много смердов, и, возможно, князь опасался, что его обильные запасы попадут в руки этих разоренных войной крестьян. А может быть, он боялся открыть свой арсенал киевлянам, зная, что те не одобряют княжеских междоусобиц. Узнав об отказе Изяслава удовлетворить просьбу горожан, народ восстал. Изяслав бежал из Киева к своему тестю польскому королю. Восставшие освободили Всеслава, который целый год просидел в заточении, напоминая киевлянам о коварстве покинувших их Ярославичей, и провозгласили его великим князем. В нашей истории это был первый случай народного избрания «цесаря» Руси.
Семь месяцев княжил в Киеве ставленник народа Всеслав. О его деятельности до нас не дошло достоверных сведений, а то, что мы знаем о нем, тоже противоречиво. Так, автор «Слова о полку Игореве» восхищался свободолюбивой душой этого умного князя, изображал его «то серым волком, в одну ночь пробегающим от Киева до Черного моря, то волшебником, слышащим в Киеве звон полоцких колоколов, то рысью, исчезающей в осажденной крепости в синей полуночной мгле». А придворный певец XI в. Боян порицал его как героя отрицательного, утверждая, что «божьего суда ему не миновать».
Изяслав вернулся в Киев через семь месяцев при поддержке польских войск, а Всеслав обрел спасение в бегстве в родной Полоцк. Чтобы навсегда вытравить из сознания людей память о восстании, Изяслав перевел торг, где собиралось вече, из демократического Подола на гору, в соседство с княжескими и боярскими дворами. Сын Изяслава зверски расправился с киевлянами, принимавшими участие в освобождении Всеслава: 70 человек были казнены, многим выкололи глаза.
О напряженности положения, о брожении народных масс и их ненависти к церковникам говорит и тот факт, что в том же 1068 г. в Киеве холопы убили новгородского епископа Стефана. Выступления против церкви, носившие, однако, классовую подоплеку, имели место и в Новгороде.
Там в 1069—1070 гг. против епископа Федора (преемника Стефана) поднял мятеж волхв. Князь Глеб (сын Святослава Ярославича) собственноручно зарубил волхва топором и этим «утишил мятеж». Следует заметить, что обострение классовой борьбы того раннего периода, выступавшей нередко в религиозной оболочке, было направлено против неумеренных поборов и чрезмерных притеснений широких народных масс.