После Олега княжил Игорь (912—945). Его княжение было более скромным и менее успешным. Да и сама фигура великого князя выглядит весьма заурядной. И все же он усмирил возмутившихся древлян, подчинил себе угличей и совершил два военных похода на Царьград. Оба они закончились неудачей. В первом походе русские суда были сожжены «греческим огнем». Во втором походе Игорь принял предложение греков о мире и подписал с ними в 944 г. договор, менее выгодный для Руси по сравнению с договором 911 г.
Надо иметь в виду, что договоры Киевской Руси с Византией отражали самую раннюю стадию международных отношений. Тогда подданные различных государств смотрели друг на друга как на скрытых врагов и каждый, кто попадал в чужую страну, чувствовал себя в ней, как во вражеском стане.
По договору 944 г. русский князь должен был всех посланных от себя в Царьград снабжать специальными грамотами, в которых указывать, сколько послал кораблей, чтобы греки знали, что русские прибыли к ним с миром. Прибывших без грамот византийское правительство задерживало и сообщало о них киевскому князю. В случае если задерживаемые пытались оказать сопротивление властям, те снимали с себя ответственность за жизнь прибывших. Русским послам и купцам запрещалось творить какие-либо бесчинства по пути в столицу Византии. По прибытии в Царьград они обязаны были зарегистрироваться и жить на подворье монастыря Святого Мамы, в предместье города.
В город русских людей пропускали с предосторожностями: они входили в одни ворота группами по 50 человек, без оружия, в сопровождении императорского чиновника, который являлся посредником между русскими и подданными византийского императора и следил за торговыми сделками.
Покупки приезжих подвергались контролю: каждый из них мог приобрести и вывезти за пределы страны ценных парчовых материй не более чем на 50 золотых. Прибывшим из Руси запрещалось задерживаться в столице Византии на зиму, т. е. и переговоры, и торговые сделки они должны были завершать в течение одной навигации.
Процедуре разрешения взаимных обид и исков между русскими и греками посвящалась большая часть статей в договорах 911 и 944 гг. Приезжие в Царьград судились не по греческому, а по русскому закону, т. е. по тем правовым нормам, которые были приняты в Киевской Руси.
Русские послы и приравниваемые к ним гости (купцы) во время своего пребывания в Царьграде (но не более шести месяцев) имели право на содержание за счет византийского правительства и на бесплатное пользование правительственными банями. Послы получали «слебное», а гости — «месячину» (хлеб, вино, мясо, рыбу, фрукты). На обратный путь их должны были обеспечить продовольствием и судовой снастью (якори, канаты, паруса). Поскольку в Византию приходили послы и купцы не только от великого князя, но и от его вассальных (подручных) князей, между ними была установлена определенная иерархия: первое место предоставлялось Киеву, за ним — Чернигову, Переяславлю и т. д.
Договор 944 г. ограждал от нападения и притеснения со стороны Руси крымские владения империи. Кроме того, оба договора обязывали Русь помогать греческим послам и купцам в случае кораблекрушения. В договорах очень важными были статьи об условиях обмена и выкупа пленных.
Договоры киевских князей с Византией показывают, что Киевская Русь не была еще прочно спаянным единым государством. Договоры заключались от имени не только «князя великого русского», но и «всех светлых и великих князей», которые были «под рукой его», т. е. «сидели» в отдельных городах, подвластных киевскому князю. В договоре 944 г. рядом с послами князя Игоря перечисляются «общие послы» от его жены Ольги, сына Святослава, двух племянников и «ото всего княжья», т. е. от 20 подручных князей.
Второй киевский князь ушел из жизни тоже преждевременно. Но если Олег стал жертвой случайного укуса змеи, то Игоря погубила его страсть к стяжанию. Древляне исправно платили великому князю установленную дань, но Игорь счел ее недостаточной.
В 945 г., после похода в Византию, он с небольшой дружиной отправился в Древлянскую землю, чтобы принуждением заполучить двойную дань. Древляне возмутились, перебили княжескую дружину и захватили самого князя. Потом они нагнули два дерева, привязали к ним Игоря и, отпустив деревья, разорвали его надвое.