Стрелковое оружие
Вооружение
Авиация
Корабли
Календарь событий
Спецслужбы
История
Биографии
Публикации
Познавательное
Достопримечательности России
Первая помощь
Ордена и медали
Тесты
Последние публикации
Кулибин Иван Петрович

Кулибин Иван Петрович

Изобретатель , механик-самоучка
Литке Федор Петрович

Литке Федор Петрович

Мореплаватель

Биографии

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ч
Ш
Э
Ю
Я

Гуревич Анатолий Маркович


Гуревич Анатолий Маркович (агент Кент)-  сотрудник советской военной разведки ГРУ, майор ГРУ, разведчик-нелегал, один из руководителей «Красной капеллы».

Гуревич Анатолий родился 7 ноября 1913 года в семье харьковского аптекаря. Мальчику было одиннадцать лет, когда его семья перебралась в Ленинград, где Анатолий закончил школу. В 1935 году он поступил в только что открывшийся институт "Интуриста", готовивший гидов, переводчиков и других специалистов для работы с иностранцами. В "Интуристе" он в совершенстве овладел испанским и французским языками и в сентябре 1937 года был зачислен в штат Разведывательного управления генштаба на должность переводчика.

Анатолия сразу направили на курсы, и после краткой подготовки он убыл в Испанию, где тогда шла гражданская война. В Барселоне он был назначен помощником командира советской подлодки С-4, действовавшей под флагом республиканской Испании. Поскольку в ее экипаже испанский знал только Гуревич (псевдоним — лейтенант Антонио Гонсалес), он много раз помогал командиру выпутываться из сложных, порой — опасных ситуаций. Но и, кроме того, добывал военную информацию и передавал ее в Разведупр по корабельной рации. На этом поприще Анатолий не раз встречался с главным военным советником генералом Григорием Штерном. Был представлен им к ордену Красной Звезды, которого, однако, не получил. Как, впрочем, и множества других высоких наград, положенных и обещанных. В сентябре 1939-го вернулся в Москву. В Главном разведывательном управлении предложили работать за кордоном в качестве шифровальщика-радиста.

Через полгода он знал все об устройстве рации, умел работать на ключе, шифровать и расшифровывать радиограммы, овладел наукой конспирации. Ему дали разведывательный псевдоним "Кент" и придумали легенду, по которой за границей он должен был изображать уругвайского подданного Винсенте Сьерра — сына богатых родителей, готовящегося к коммерческой деятельности. Чтобы не попасть впросак при встрече с "земляком" или просто с человеком, знающим Уругвай не понаслышке, Анатолий тщательно изучает свою "родину" по картам и справочникам. Запоминает улицы, на которых прошло его "детство, отрочество и юность", где живут сейчас его "престарелые родители" и ждет "молодая красавица-невеста..." 23 февраля 1939 года лейтенант Гуревич принимает военную присягу, а 15 апреля садится в поезд с иностранным паспортом в кармане. Через несколько дней он прибывает в Брюссель.

Вскоре Гуревич становится вторым человеком в резидентуре после Леопольда Треппера (он же "Отто"). Тот поручал ему подготовку всех донесений, передававшихся в Центр, и расшифровку ответных указаний. В ночь на 10 мая 1940 года гитлеровские войска начали оккупацию нейтральной Бельгии. Треппер посчитал, что агентурная сеть в Бельгии работать под его командой больше не может. По легенде Отто был канадцем, а Канада тоже воевала с Германией. Его арестовали бы в два счета. Поэтому он решил уехать в Париж и передал резидентуру, почти целиком состоявшую из евреев, Кенту.

Именно с этой агентурой начал работать Гуревич, а ведь каждый из них как еврей в любой момент мог быть арестован или уничтожен. Кроме того, Треппер не оставил ни гроша на оперативные расходы. Помощь пришла неожиданно. Его сосед, чешский еврей миллионер Зингер, живший в квартире этажом выше, собрался эмигрировать в Штаты. Все бы ничего, жаловался он Винсенту Сьерре, вот только его дочь, Маргарет, наотрез отказалась покидать могилу мужа. Может быть, благородный уругваец возьмет молодую женщину и ее 8-летнего сына под свое покровительство?

Конечно же, Анатолий согласился. Тем более, что красавица Маргарет уже давно стала его любовницей и уезжать не хотела именно поэтому. Да и он полюбил эту очаровательную блондинку, которая, кстати, на еврейку была совсем не похожа. Зингер передал ему все свои деловые связи, благодаря которым Кент создал новую крышу для советской агентуры — фирму "Симекско". Эта акционерная компания заключает торговые сделки только с солидными заказчиками. Главный клиент — вермахт. Вскоре президент Винсент Сьерра для престижа снимает огромный дом на авеню Слежер. Переезжает он туда вместе с Маргарет Барча. Сама о том не подозревая, она войдет в историю разведки под псевдонимом "Блондинка".

В пригороде Брюсселя Кент арендует виллу, в которой нашлось место и для рации, и присланного из Москвы радиста, старшего лейтенанта Михаила Макарова, по легенде — тоже уругвайца Карлоса Аламо. Там же работали присланные Треппером шифровальщица Софи Познанская и второй радист Давид Ками.

Тем временем фашисты уже вовсю орудуют в Брюсселе. Познакомившись с некоторыми влиятельными людьми из интендатуры вермахта, Кент смог получить пропуск и свободно разъезжать по оккупированной территории. В любое время. Даже в комендантский час. Этим правом Кент пользуется с отчаянной смелостью.

Память у Гуревича всегда была феноменальной. Каждую ночь на улице Атребат работает радиопередатчик, в Центр отправляются шифровки. А мистер Винсент Сьерра в череде деловых встреч, официальных приемов, дружеских визитов и торжественных банкетов добывает все новые важные данные о дислокации германских армий, о военных планах Гитлера.

Именно Анатолий Гуревич был тем, кто еще в декабре 1940 года передал в Центр шифровку со сведениями о плане "Барбаросса". Иосиф Сталин не поверил Кенту, и 22 июня первые немцы вторглись в Союз. В декабре 1941-го в Центр летит новая шифровка: на этот раз о планах немецкого командования отложить захват Москвы и перебросить основные силы на Украину для дальнейшего наступления на Сталинград-Кавказ. И это сообщение также было проигнорировано в Москве. Кроме того, Центру регулярно сообщались данные о потерях германской авиации, о возможностях немецких предприятий по выпуску самолетов, о захвате немцами ключа к шифрам, которыми пользовались советские дипломатические учреждения за границей для связи с Москвой, данные о высадке немецких парашютистов под Ленинградом, о возможном использовании фашистами химического оружия против СССР, о раскрытии немецкой контрразведкой английской агентуры на Балканах и многое другое. Естественно, кроме Кента, для получения подобной информации работало множество людей, и чтобы собрать ее для передачи в Центр требовались огромные усилия.

Между тем, немцы перехватывали большое количество радиограмм, посылаемых неизвестными рациями. Они назвали радистов "пианистами", а всю систему нелегальных радиостанций "Красной Капеллой". К сентябрю 1941 года эсэсовцы успели перехватить и зарегистрировать множество радиограмм из Бельгии, Нидерландов, Франции, Швейцарии и даже из самого сердца Третьего рейха — Берлина. Вычислили направление — Москва. Особо плотным эфир был над Бельгией... Опасных русских пианистов требовалось срочно найти и выбить из них признание, так как перехваченные радиограммы не поддавались расшифровке из-за сложности кода. Грандиозной операцией, тщательно подготовленной Имперской службой безопасности, руководил сам Генрих Мюллер. Для поимки членов этой агентурной группы была создана специальная гестаповская зондеркоманда. Ее снабдили новейшими автопеленгаторами.

12 декабря 1941 года на улице Атребат немцы запеленговали передатчик Михаила Макарова. Ворвавшись неожиданно, они захватили "пианиста" вместе с зашифрованными донесениями. В гестапо под пытками Макаров раскрыл тайну кода, которым он пользовался, что дало возможность немцам расшифровать и перехваченные ранее радиограммы. Таким образом, они получили возможность арестовать большинство членов агентурных групп Треппера и Гуревича.

Когда Кент узнал о провале радиостанции Макарова, он вызвал Маргарет, и они бежали, оставив вещи, чтобы не вызвать подозрений. Укрывались какое-то время в доме друзей, а затем перебрались в Марсель. Там они прожили на свободе еще одиннадцать месяцев. За это время "Красная Капелла" была в основном разгромлена. Гестапо нашло и арестовало самого Треппера. В ноябре 1942 года Кент и Маргарет были арестованы в квартире, которую снимали в Марселе. Вскоре его перевезли в Берлин. На следующий же день состоялся допрос.

Через какое то время Кенту предложили радиоигру против Советского Союза в обмен на сохранение жизни. Ему устраивали очные ставки все с новыми арестованными товарищами по оружию, со многими — после того как их пытали. Но Гуревич не соглашался. Наконец, ему прочитали расшифровку радиограммы из Центра: Москва поздравляла своего "уругвайца" с Днем Красной Армии и присвоением воинского звания капитан. А еще следователи ему предъявляли материалы радиообмена между Центром и гестапо, действовавшим от его имени. Выхода не было, и когда Кенту снова предложили включиться в игру, он согласился: ведь в Центр от его имени уже отосланы свыше десятка радиограмм. При любом раскладе на родине его примут за предателя. По крайней мере, приняв участие в этой игре, он сможет уменьшить количество дезинформации, поступающей в Москву.

Лето 1944 года. Открыт Второй фронт. К Парижу подходят союзные войска. Немцы спасаются бегством. Кент послал в Центр запрос — Панвиц согласился прибыть в СССР, прихватив с собой документы Главного управления имперской безопасности (РСХА), но требует гарантии сохранения жизни. Однако подтверждения из Центра все нет, и тогда он решается на отчаянный шаг — послать радиограмму начальнику ГРУ и самому Хозяину. Ответ приходит быстро: в Москве их ждут. Так впервые за всю историю военной разведки пленник сумел завербовать и доставить на родину собственного тюремщика.

После очередной шифровки в Центр и получения гарантий неприкосновенности, 9 июня 1945 года Гуревич со своей новой командой оказался в Москве, где все четверо были немедленно арестованы.

Шандор Радо, Леопольд Треппер и Рахиль Дюбендорф не были советскими гражданами. Всех их обвинили в двойном шпионаже: Треппера и Гуревича — в пользу Германии, остальных — в пользу Англии. Лубянские палачи сумели заставить всех "сознаться" в лживом обвинении и осудили на 15 лет строгой изоляции. В отличие от Треппера, Дюбендорф и Радо, Гуревич был советским подданным и офицером, что и привело к большему сроку наказания: ему "отвалили" все 20 лет и отправили в Воркуту.

Его тоже освободили по амнистии в 1955 году. Но не реабилитировали. И хотя он неустанно пробивался во все инстанции, разведывательные и контрразведывательные, юридические и судебные, с него не только не сняли незаслуженное обвинение, но вновь арестовали, судили и отправили в заключение.

В 1958 году Анатолий Маркович Гуревич начал добиваться справедливости, писал письма в различные инстанции, но вновь был арестован. В 1960 году освобождён из мордовского лагеря условно-досрочно.

22 июля 1991 года Гуревич был полностью реабилитирован.

Умер в 95-летнем возрасте от продолжительной болезни в Санкт-Петербурге в ночь на 2 января 2009 года. Похоронен на Богословском кладбище.
Разведчики
Гай Берджесс
Один из легендарной пятерки Гая де Монси Берджесса, бывшего агента советской разведки в Англии, многие считали интеллектуалом высшей пробы Гай де Монси Берджесс, член легендарной агентурной "кембриджской пятерки" советской разведки, родился 90 лет назад, 16 апреля 1911 г.
Абель Рудольф Иванович
Рудольф Иванович Абель (настоящее фамилия и имя Фишер Вильям Генрихович) (1903-1971), советский разведчик, полковник.Сын немецкого революционера и русской, родился в Великобритании. В 1920-х годах его семья переехала в Москву. С 1927 года в органах госбезопасности СССР, закончил разведшколу. Был на
Медведев Дмитрий Николаевич
Медведев Дмитрий Николаевич – командир партизанского разведывательно-диверсионного отряда «Победители», действовавшего на территории Ровенской и Львовской областей оккупированной Украинской ССР, полковник.
Колби Уильям Иган
Уильям Иган Колби (1920 -1996) — американский государственный деятель, Директор Центральной разведки США (1973 -1976).
Старинов Илья Григорьевич
Старинов Илья Григорьевич – советский военный деятель, разведчик-диверсант, организатор партизанского движения. За время Великой Отечественной войны под руководством Ильи Старинова было организовано 256 подрывов мостов и пущено под откос более 12 тысяч эшелонов противника.