Стрелковое оружие
Вооружение
Авиация
Корабли
Календарь событий
Спецслужбы
История
Биографии
Публикации
Познавательное
Достопримечательности России
Первая помощь
Ордена и медали
Тесты
Календарь истории

Окончание военных действий на морских театрах - Первая мировая война (1918)


Северное море

Германское морское командование главной задачей флота в кампанию 1918 г. считало продолжение беспощадной подводной войны. Значительное снижение потерь торгового тоннажа стран Антанты и нейтральных государств в конце 1917 г. оно расценивало как временное явление, зависящее главным образом от недостаточного количества подводных лодок. Командование полагало, что увеличение числа лодок приведет к росту потерь в тоннаже и в конце концов Германии удастся принудить своего главного врага - Англию к капитуляции. Оно добилось утверждения новой программы ускоренного строительства подводных лодок. В декабре 1917 г. были размещены заказы на постройку 120, а затем еще 250 лодок. Одновременно увеличилось производство торпед - с 25 до 375 в месяц.

Однако темпы строительства новых лодок оказались далеко не такими, какие предусматривались программой. В строй вступало в среднем 8 - 9 лодок в месяц, т. е. примерно то же число, что и в 1917 г. За 10 месяцев (январь - октябрь) 1918 г. было построено 85 лодок. В январе 1918 г. в составе действующих флотилий имелось всего 132 лодки (в базах Северного моря - 95, в Адриатике - 33, в Константинополе - 4). Одновременно находилось в море (в среднем в течение кампании) 44-45 лодок.

Германское командование, возлагая большие надежды на неограниченную подводную войну, по-прежнему недооценивало возможности своего противника по борьбе с подводной опасностью. Англичане и их союзники, учтя опыт предыдущей кампании, провели ряд весьма существенных мероприятий. В целях усиления минной блокады германских баз они выставили в ходе кампании 1918 г. 16 050 мин, из них 14 675 в Гельголандской бухте. В мае было приступлено к постановке «Великого заграждения Северного моря» между Оркнейскими островами и побережьем Норвегии протяженностью свыше 230 миль. Намечалось поставить  до 100 тыс. мин. Однако до перемирия (11 ноября 1918 г.) было выставлено 70 117 антенных мин (56 571 - американцами и 13 546 - англичанами). Заграждение состояло из 24 линий мин, поставленных с различным углублением (13,7 м, 24,4м, 73,1 м). В районе заграждения первоначально находился противолодочный дозор, состоявший из 76 малых кораблей, но через некоторое время он был снят.

При всей своей грандиозности заграждение Северного моря не привело к желаемым результатам. Германские лодки проходили через него на атлантические коммуникации. Адмирал Джеллико, отнюдь не заинтересованный сгущать краски, отмечал: «... заграждение оказалось не столь действенным, как многие надеялись, несмотря на большие затраты труда и боевых средств. Число лодок, гибель которых относили на счет заграждения, было разочаровывающим». На заграждении погибло всего 4-6 немецких лодок.

Более серьезной помехой для германских подводных лодок был Дуврский барраж. В начале кампании английское командование усилило барраж. Были завершены начатые осенью 1917 г. минные постановки на глубоководном заграждении в южной части Английского канала, между Фолкстоном и м. Грине (всего 9500 мин). Состав сил Дуврского патруля пополнился мониторами, миноносцами, сторожевыми и другими кораблями. Немецким лодкам стало трудней прорываться через барраж в океан. В период с 26 января по 8 февраля английские патрульные силы потопили здесь 4 лодки противника.

Германское командование попробовало ослабить оборону Дуврского пролива набегом миноносцев в ночь на 15 февраля. Немцам удалось потопить 7 дрифтеров и 1 траулер и нанести тяжелые повреждения 5 дрифтерам, 1 траулеру и 1 колесному тральщику. 89 английских моряков погибли и пропали без вести. Но это был временный успех. В дальнейшем немецкие лодки вынуждены были избегать прохода Дуврским проливом, предпочитая выходить на океанские коммуникации северным путем.

Одним из важных мероприятий по борьбе с германскими подводными лодками английское командование считало заблокирование их баз в Зеебрюгге и Остенде (Фландрия). 22-23 апреля оно предприняло с этой целью крупную операцию. Планом операции намечалось затопить на выходных фарватерах из баз 5 старых крейсеров (3 - в Зеебрюгге и 2 - в Остенде). Для захвата береговых  батарей и разрушения мола и других сооружений в Зеебрюгге предусматривалось высадить десант. Для отвлечения внимания противника и ослабления его оборонительных средств было решено произвести артиллерийский обстрел с кораблей береговых батарей, защищавших Зеебрюгге и Остенде, а гавани обоих портов подвергнуть бомбардировке с воздуха. В операцию выделялись крупные силы флота: 165 кораблей различных классов, десант численностью 1780 человек и 2 отряда авиации.

Однако результаты операции не порадовали английское командование. В Зеебрюгге 2 крейсера были затоплены в назначенных местах, а третий - вне канала. Десант также не полностью выполнил свою задачу. Англичане потеряли здесь 1 эсминец и 2 сторожевых катера. Особенно большие потери понес десант - 214 человек убитыми, 383 ранеными и 19 пленными. Немецкие потери составляли всего около 10 человек убитыми и 16 ранеными. Немцы сразу же приступили к расчистке фарватера, и уже 25 апреля вышла в море подводная лодка.

В Остенде англичан постигла полная неудача. Крейсера, предназначенные для затопления, попали под сильный огонь немецких батарей, сбились с курса и сели на мель в 500 метрах от входа в гавань. После снятия команд они были взорваны. 9 - 10 мая англичане повторили операцию по закупорке Остенде, но и на этот раз безрезультатно.

Фландрские базы германских подводных лодок подвергались также очень частым ударам английской авиации. С весны до октября 1918 г. было совершено не менее 350 воздушных налетов, сброшено свыше 10 тыс. бомб. Налеты выводили временно из строя портовые сооружения и наносили повреждения стоявшим там кораблям, в том числе подводным лодкам, и все же не смогли лишить последних этих очень выгодно расположенных баз.

Наиболее действенными мерами по борьбе с германскими подводными лодками явились усиление противолодочных средств и развитие системы конвоев. В 1918 г. для этого было привлечено около 5000 кораблей разных классов, до 1100 самолетов и 230 дирижаблей и привязных аэростатов. Число торговых судов, вооруженных артиллерией и снабженных различными техническими средствами для обнаружения и уничтожения неприятельских лодок, достигало нескольких тысяч.

Большую помощь своим союзникам в борьбе с лодками оказали в 1918 г. Соединенные Штаты Америки. Они направили в их базы  и порты 64 эскадренных миноносца, 10 подводных лодок, 1 монитор, 6 канонерских лодок, 2 сторожевых корабля, 78 сторожевых катеров и около 130 вспомогательных кораблей и судов. Кроме того, США создали 30 авиастанций, на которых базировалось 436 гидросамолетов, 4 дирижабля и 46 привязных аэростатов.

Мобилизовав такие громадные силы, союзники получили возможность проводить в конвоях под сильной охраной боевых кораблей до 92% всех воинских транспортов и торговых судов. Потери в тоннаже с апреля пошли на убыль и в октябре снизились до 91 тыс. тонн. Одновременно союзники увеличили воспроизводство торгового тоннажа.

В связи с дальнейшим развитием союзниками конвойной системы германское командование попыталось изменить способы использования подводных лодок. Основной состав лодок был направлен на поиски и уничтожение неприятельских судов в прибрежных районах, где конвои обычно «рассыпались» и суда следовали самостоятельно. Действия же на океанских просторах возлагались на так называемые подводные крейсера. Германское правительство дополнительно объявило опасным для плавания район островов Зеленого Мыса и Мадейра. Но в этом районе действовало всего 3 «подводных крейсера», и они не могли, конечно, дать больших результатов.

Германское командование допустило серьезный просчет в использовании подводных лодок на коммуникациях противника. Оно направило основные усилия лодок на уничтожение судов, доставлявших в Англию коммерческие грузы (продовольствие, сырье и др.) и мало внимания уделило борьбе с перевозками американских войск и военных грузов в Европу. С августа 1917 г. по октябрь 1918 г. транспортный флот союзников перевез около 2 млн. 100 тыс. американских войск и 2 млн. 300 тыс. тонн военных грузов. За это время прошло в конвоях и одиночным порядком свыше тысячи войсковых транспортов, а германские лодки потопили всего 7 транспортов, из которых 4 шли порожняком на запад и 3 - на восток с войсками. На последних погибло не более 900 человек.

В целом же германские подводные лодки и в кампанию 1918 г. нанесли ощутимый урон торговому тоннажу союзников и  нейтральных стран, потопив с января по октябрь в Северном море, Атлантике и Средиземном море 1283 судна общим водоизмещением 2 млн. 922 тыс. тонн. Однако потери были на 1 млн. тонн с лишним меньше вновь построенного тоннажа (3940 тыс. тонн). Кроме того, от торпедных атак немецких лодок и на минах, поставленных ими, союзники потеряли 1 линейный корабль (английский «Британия»), 2 крейсера (французский «Дюпти Туар», американский «Сан Диэго»), 2 эскадренных миноносца (английские), 2 подводные лодки (французские), 1 канонерскую лодку (итальянская). Германский флот в 1918 г. лишился 72 подводных лодок (69 погибли от воздействия разных видов оружия, 2 повреждены и интернированы и 1 тяжело поврежденная затоплена своей командой).

Английский флот в 1918 г., как и в предыдущую кампанию, занятый борьбой с подводной опасностью, не искал намеренно столкновений с надводными силами противника. Лишь в случае нападения неприятельского флота на побережье Англии или на «скандинавские» конвои он был готов вступить с ним в бой. В свою очередь надводные силы германского флота также не проявили в ходе кампании большой активности, ограничившись несколькими набеговыми операциями.

Помимо упомянутого выше набега миноносцев на дозор Дуврского патруля в ночь на 15 февраля имели место еще два боевых выхода немецких надводных кораблей. С началом наступления германской армии в Пикардии легким силам флота было приказано обстрелять прибрежную железную дорогу на участке Дюнкерк - Ньюпор с тем, чтобы сорвать подвоз подкреплений и снабжение для противостоявших войск противника. В ночь на 21 марта немецкие миноносцы появились в назначенном районе, но выполнить свою задачу не смогли, так как встретились с превосходящими силами англо-французов. При этом 2 германских миноносца были потоплены и 1 миноносец получил повреждения.

В апреле германское командование решило предпринять набеговую операцию против «скандинавских» конвоев англичан, задавшись целью уничтожить не только транспортные суда противника и корабли непосредственного охранения, но и силы прикрытия, в состав которых входили, как правило, крейсера и линкоры. Утром 23 апреля немецкий флот (19 линейных кораблей, 5 линейных крейсеров, 10 легких крейсеров и до 50 эсминцев)  вышел к юго-западным берегам Норвегии, в район движения конвоев. 24 апреля разведывательные силы под командованием вице-адмирала Хиппера, отделившись от флота, произвели поиск до 60-й параллели, но конвоя не обнаружили (он прошел накануне).

Это был последний выход германского флота в открытое море. В конце октября германское командование приказало флоту выйти в полном составе в море и решительно атаковать английский флот, не считаясь ни с какими жертвами. 28 октября флот сосредоточился в Вильгельмсхафене с тем, чтобы на следующий день начать операцию («Поход смерти»). Нависла угроза гибели 80 тыс. немецких моряков. Однако авантюра германских милитаристов была сорвана. Перед снятием с якорей на ряде кораблей вспыхнули волнения матросов, готовые перерасти в вооруженное восстание. Командование флота произвело массовые аресты и разослало соединения флота по разным базам. Но эти меры не предотвратили революционного взрыва. 3 ноября произошло восстание матросов в Киле, поддержанное рабочими и солдатами. В Германии началась буржуазно-демократическая революция.

Германский флот, охваченный антивоенным и революционным движением, из опоры кайзеровской монархии, каковой он всегда считался, превратился в одну из решающих сил буржуазно-демократической революции в стране. На формирование революционного самосознания матросских масс немецкого флота огромное влияние оказала победа социалистической революции в России, революционный выход Советской России из империалистической войны.

Последняя военная кампания на Северном море по характеру боевых действий флотов сторон не отличалась от предыдущей. Флоты решали те же задачи. Подводная блокада Англии не привела Германию к цели. Сама же Германия до конца войны оставалась заблокированной с моря, что усиливало экономическую разруху в стране и приближало военное поражение. В ходе кампании англичане и американцы использовали в невиданных до того времени масштабах минное оружие; всего в 1918 г. они выставили свыше 107 тыс. мин. Возросло также применение воздушных сил в борьбе на море.

Средиземное море

После заключения перемирия с Советской Россией германо-турецкое командование решило использовать свой флот для борьбы с блокирующими Дарданеллы силами англичан. Утром 20 января отряд в составе линейного крейсера «Гебен», легкого крейсера  «Бреслау» и 4 эсминцев под командованием вице-адмирала Ребейр-Пашвица вышел из Дарданелл с целью уничтожения английского дозора у пролива и нападения на корабли, стоявшие в бухтах островов Имброс и Лемнос. Для наблюдения за противником к о. Лемнос была выслана подводная лодка.

По выходе из Дарданелл «Гебен» подорвался на мине, но не получил серьезного повреждения. Крейсера продолжали движение к о. Имброс. Английские корабли, находившиеся там, заметили приближение неприятеля, однако выйти в море не успели. «Гебен» и «Бреслау» артиллерийским огнем потопили в бухте Кусу 2 английских монитора, разрушили радиостанцию и сигнальную станцию на м. Кефало, а затем направились к о. Лемнос. При отходе от Имброса «Бреслау» подорвался на минном поле и затонул. «Гебен», пытаясь помочь «Бреслау», сам наскочил на мину. Но повреждения и на этот раз оказались не тяжелыми. После этого линейный крейсер повернул к Дарданеллам. На подходе к проливу «Гебен» вновь подорвался на мине, а затем сел на мель. Снятие его с мели заняло шесть суток. За это время «Гебен» ежедневно подвергался атакам английской авиации, которая израсходовала до 180 бомб, достигнув лишь двух попаданий. Англичане попытались уничтожить сидевший на мели крейсер с помощью подводной лодки, но та пришла к месту аварии, когда «Гебен» был уже в Босфоре. После захвата германскими интервентами Севастополя «Гебен» был направлен туда для ремонта, а затем официально передан Турции.

Главной опасностью для союзников на Средиземном море по-прежнему были германские подводные лодки. К началу 1918 г. в австрийских базах находились 33 немецкие лодки, а в апреле - мае - 34 (самое большое число за кампанию). Но из-за слабых ремонтных возможностей баз одновременно могла действовать на сообщениях только одна треть их (редко больше).

Лодки действовали главным образом в Сицилийском проливе, Эгейском море и у Суэцкого канала. В первые месяцы 1918 г., когда большинство судов ходило без охраны, потери союзного и нейтрального тоннажа были довольно значительными - в среднем около 150 тыс. тонн в месяц. Снижение потерь началось в июне, и до октября они удерживались на уровне примерно 75 тыс. тонн в месяц. Во второй половине кампании союзники  распространили конвойную систему на все важнейшие средиземноморские коммуникации.

Среди мер по борьбе с подводными лодками большое значение союзники придавали дальнейшему усилению Отрантского барража. Работы по оборудованию его противолодочными средствами продолжались до конца сентября и не были полностью завершены.

Германские подводные лодки на протяжении всей кампании прорывались через него на средиземноморские коммуникации союзников и топили их суда и корабли. Из 13 лодок, потерянных немцами в 1918 г. на Средиземном море, только 2 погибли на барраже. «Заграждение представляет собой хороший наблюдательный пост и только», - такую оценку Отрантскому барражу вынужден был дать английский официальный историк Г. Ньюболт.

В июне 1918 г. командование австро-венгерского флота по настоянию морского генерального штаба Германии разработало план крупной операции по уничтожению сил подвижного барража в Отрантском проливе. Две группы легких крейсеров и эскадренных миноносцев (всего 4 крейсера и 8 эсминцев), сосредоточившись в Которе, должны были атаковать корабли барража, а при отходе - увлечь за собой силы поддержки союзников с тем, чтобы поставить их под удар своих линейных кораблей. Для последней цели выделялось 7 линкоров в обеспечении миноносцев, которые развертывались вдоль побережья от Рагузы до Отрантского пролива. 12 подводных лодок получили приказание занять позиции на возможных путях движения кораблей противника. Но операция не состоялась.

Вечером 9 июня 2 итальянских миноносца, имея на буксире торпедные катера, вышли из Анконы на разведку шхерных фарватеров у Далматинского побережья. Выход кораблей не был связан с готовившейся неприятелем операцией. Союзники даже не подозревали о ней. Это был один из походов, которые совершались почти каждую ночь. В 4-м часу 10 июня итальянские торпедные катера, находясь близ о. Премуда, заметили при лунном свете идущие в кильватер в охранении миноносцев два австрийских линкора. Это были «Сцент Истван» и «Тегетгоф», которые в соответствии с планом развертывания следовали в назначенный им район. Торпедные катера прорвались через охранение и атаковали линкоры. Атака одного катера оказалась весьма успешной: обе выпущенные торпеды попали в борт «Сцент Иствана», корабль перевернулся и затонул. Второй катер постигла неудача: торпеды прошли мимо. После атаки катера полным ходом отошли к своим миноносцам. 

Потопление огромного линкора небольшим катером показало возрастающее боевое значение нового класса малых надводных кораблей - торпедных катеров. Австрийское командование, лишившись новейшего линейного корабля и полагая, что противнику стало известно о готовившейся операции, решило отменить ее. 1 ноября итальянцы потопили второй австрийский линкор «Вирибус Унитис» с помощью катера, снабженного специальной миной. 3 ноября, после подписания с Австро-Венгрией перемирия, военные действия на Средиземном море прекратились.
История первой мировой войны